Все о тюнинге авто

Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своем. Тестовые задания для подготовки к экзаменам (раздел "Экономика")

об эффективности его работы?

1) выручка от реализации

2) размер инвестиций в производство

3) рост числа работников

4) чистая прибыль

12.Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

1) осуществляет финансовые операции

2) производит эмиссию денег

3) участвует в торгах на валютной бирже

4) работает с вкладами граждан и фирм

13.На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на

потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг

кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по

вертикали – цена товара, по горизонтали – количество товара.)

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

14.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого

обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём

(Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из

этих компаний.

(В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на

углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь

устойчивый характер.

(Г) Акции нефтяных компаний становятся

«локомотивами» фондового рынка.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,

выражающую его характер.

Ответ: А-_______… Б-_______… В-______… Г-_____…

15.В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей

осуществляет только одна компания.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

Ответ: ___________________________.

16. Государство утвердило новые, более высокие тарифы на ввоз в страну

подержанных иностранных автомобилей. Какую функцию государства

в экономике можно проиллюстрировать данным примером?

1) борьба с монополистическими объединениями

2) выстраивание системы социального партнерства

3) производство и обеспечение общественных благ

4) защита отечественного производителя от иностранной

конкуренции

17. В стране, известной своими пляжными курортами, начались

беспорядки и вооруженные столкновения оппозиции с

правительственными войсками. Какие изменения возможны в связи с

этими событиями на рынке туристических услуг?

1) снижение цен на авиационный бензин и авиаперевозки

2) повышение цен на пляжный отдых в других регионах

3) рост доходов туроператоров, работающих в данном регионе

4) снижение цен на услуги страховых компаний, обслуживающих

туристический бизнес

18. Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в

прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства

государства. Государство собирается объявить о невозможности

обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и

внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое

экономическое явление как

1) дефолт

2) рецессию

3) девальвацию

4) стагфляцию

19. Предприятие, занимающееся коммерческой деятельностью, объявило

себя банкротом. В каком судебном процессе будет рассмотрено дело о

банкротстве предприятия?

1) гражданском

2) конституционном

3) уголовном

4) арбитражном

20. Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны – это …

1) валовый национальный продукт (ВНП)

2) общая стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в

течение года внутри страны и за рубежом

Ответ:

21. Какую функцию в рыночной экономике выполняет рынок?

1) обеспечивает согласование интересов потребителей и производителей

2) нацелен на преодоление негативных внешних эффектов хозяйственной деятельности

3) ориентирован на приоритетное производство общественных благ

4) гарантирует высокие прибыли товаропроизводителей

22.Установите соответствие между типами экономического роста и

конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество

женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях.

Б) Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив

В) Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и

учащихся для сбора огурцов и кабачков.

Г) Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей.

Д) За счет использования инновационных технологий на предприятии существенно

возросла производительность труда.

___________________________________

1) экстенсивный

2) интенсивный

Ответ:

А _______ Б ________ В _______ Г ______ Д_________

Области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны

1) рынок услуг

2) совершенная конкуренция

3)региональный рынок

4)рынок товаров

5)олигополия


19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся

«локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.


Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений


20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.


«Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной существенное влияние оказывают уровень ___________ (В), освоение новых территорий, появление новых , усиление внешнеэкономической конкуренции.


___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям, ___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный».


4. Выберете в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) инфляция,

2) победа на выборах оппозиционной партии,

3) митинг в защиту конституции,

4) снижение темпов промышленного роста,


5) введение налога с продаж,

6) учредительный съезд партии.

5. Установите соответствие видов налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


6. . Установите соответствие между понятиями, характеризующи­ми экономику потребителя и их определениями: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Обведите в приведенном списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки,

2) частично занятые на производстве,

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие,

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах,

5) работающие по гибкому графику.

8. Установите соответствие характеристик банков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Обведите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты,

2) безвозмездность,

3) пропорциональность доходу,

4) возвратный характер,

5) законодательное установление.


10. На рисунке отражены изменения предложения тропических

фруктов на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1).

(Р – цена товара, Q – количество товара).

Это перемещение может быть связано с S1

1) уменьшением затрат производителей фруктов S

2) повышением доходов потребителей

3) повышением пошлин на импорт фруктов Q

4) высоким урожаем тропических фруктов

11. Обведите в приведенном списке отличительные характеристики рыночного регулирования экономики и обведите цифры, под которыми они указаны.

2) способствует обеспечению равенства доходов,

3) осуществляется экономическими методами,

4) использует механизмы налоговой политики,

5) обеспечивает подчинение экономических институтов государству.


12. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

6) приблизительность размера для налогоплательщиков

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

13. Обведите в приведенном списке законодательно существующие формы собственности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) природная,

2) муниципальная,

3) биологическая,

4) государственная,

5) международная,

6) частная.


14. Установите соответствие между типами экономических систем и необходимыми условиями их функционирования. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Тесты по обществознанию

Вариант №1

1. Экономика – это область знаний, которая изучает

2. Что характеризует экономику в значении «хозяйство»?

3. Работники трикотажной фабрики «Алиса» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?

государственную

кооперативную

частную

акционерную

4. Предприниматель К. подарил детскому дому, в котором воспитывался, два автомобиля «Газель». Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

5. В стране N. правительство принимает конкретные решения об объемах и номенклатуре производства, уровне заработной платы всех категорий работников, устанавливает цены и тарифы. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны N.?

смешанному

командному

рыночному

традиционному

6. Потребитель огражден от принуждения продавца, поскольку имеются другие продавцы, у которых он может купить нужный ему товар. Какой тип хозяйственной системы характеризует этот признак?

смешанный

командный

рыночный

традиционный

7. Один из отличительных признаков рыночной экономики –

8. Для рыночной экономики характерно

А. В условиях рыночной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем.

Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает частная собственность на природные факторы производства.

10. Процесс строительства загородных коттеджей сопровождается увеличением спроса на строительные материалы высокого качества. Это пример функционирования рынка

11. Найдите в приведенном ниже списке признаки экономики как науки и выпишите цифры, под которыми они указаны.

выяснение причин снижения курса национальной валюты

определение перспективных направлений для государственных инвестиций

вынесение на рынок бытовой техники новой модели холодильника

расширение спектра направлений для внутреннего туризма

заключение хозяйственных договоров между предприятиями

разработка путей снижения инфляции

1. Две крупнейших в стране энергетических компании заявили о своем слиянии. 2. Это вызвало значительный рост курса акций большинства наиболее крупных предприятий. 3. Однако, вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке, рост курса акций будет носить устойчивый характер. 4. По всей видимости, продавцы подорожавших акций стремятся зафиксировать свою прибыль.

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Вариант №2

1. Экономику как синоним хозяйства отличает

2. Что характеризует экономику в значении «наука»?

3. Работники кафе «Кофейня у дуба» являются собственниками своего предприятия. Вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие своего кафе они решают сообща. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?

государственную

кооперативную

частную

акционерную

4. Фабрикант П. приобрел виллу на берегу Черного моря. Она стала четвертой среди его приморских резиденций. Правда, проводить свой отпуск П. привык на заграничных курортах. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

5. В стране С. законами гарантируется равенство предприятий различных форм собственности. Во главу угла успеха предприятия ставят интересы потребителя. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны С.?

6. Признак, в равной степени присущий как рыночной, так и плановой экономике, –

7. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?

8. Какой признак отличает рыночную экономическую систему от плановой?

9. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем.

Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.

10. В стране, традиционно лидирующей в качестве центра туризма, произошло землетрясение. Цены на турпутевки упали в среднем на 20%. На каком из рынков произошли колебания цен?

11. Найдите в приведенном ниже списке черты рыночной системы хозяйствования и выпишите цифры, под которыми они указаны.

12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Влиятельное международное агентство повысило инвестиционный рейтинг России. 2. Можно предположить, что теперь иностранные фирмы с большим доверием будут вкладывать свои капиталы в отечественную экономику. 3. Прежде всего ожидаются инвестиции в нефтегазовую отрасль. 4. Однако, маловероятно размещение долговременных средств в иные отрасли хозяйства.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Вариант № 1

2. Дефицит государственного бюджета – это

3. Какова цель налоговой политики государства в условиях рынка?

4. Основной инструмент денежно-кредитной политики государства в условиях рынка – регулирование

5. Роль потребителя в стране с рыночной экономикой предполагает непосредственное участие индивида

6. Производителю в условиях рыночной экономики выгодно

7. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести

8. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

Б . Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.

10. Антимонопольное законодательство является инструментом

11. К косвенным методам государственного регулирования в рыночной экономике относится

12. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.

13. Установите соответствие между экономическими понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения

Понятия

Понижение государством курса своей валюты по отношению к валютам других государств.

Инфляция

Девальвация

Отказ государства от исполнения долговых обязательств.

Дефолт

Профицит бюджета

Обесценение денег вследствие их избыточного выпуска над потребностями обращения.

Превышение государственных доходов над расходами.

14. Найдите в приведенном ниже списке прямые налоги и выпишите цифры, под которыми они указаны.

Вариант №2

1. Одну из статей расходов государственного бюджета составляет

2. Профицит государственного бюджета – это

3. К прямым государственным налогам относится налог на

4. Государство в условиях современного смешанного хозяйства

5. Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель, потребитель не влияет на ценообразование.

6. В каком виде получают доход акционеры предприятия, являющегося акционерным обществом?

7. Участник рынка влияет на формирование цены товара. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идет о производителе?

8. Отказ государства от выполнения своих обязательств перед внешними и внутренними кредиторами – это

9. Верны ли следующие суждения о государственном долге?

А. В структуру государственного долга входят долги государства внешним кредиторам.

Б . В структуру государственного долга входит задолженность государства перед своими фирмами и гражданами .

10. Одной из причин, вызывающих инфляцию, является

11. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к

12. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рыночной экономики поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства, производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики защищает экономические интересы производителя и потребителя.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.

  • Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
  • Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номеромвыполняемого вами задания (A1-A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом
2) революцией
3) контрреформой
4) эволюцией

А2 Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура

А3 Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

1) познавательную
2) мировоззренческую
3) прогностическую
4) социальную

А4 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5 В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительнаяинформация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство

А6 Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации
2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников
4) чистая прибыль

А7 Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

1) осуществляет финансовые операции
2) производит эмиссию денег
3) участвует в торгах на валютной бирже
4) работает с вкладами граждан и фирм

А8 На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали - цена товара, по горизонтали - количество товара.)

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию

А9 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10 К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода
2) форма проведения досуга
3) черты характера
4) политические убеждения

А11 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?
Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100-500 тыс. человек
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10-100 тыс. и 100-500 тыс. человек

А12 Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А13 Республика - это форма

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами
2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов
3) многопартийной политической системы
4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

А14 Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.
2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.
4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

А15 В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z - парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.
2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.
3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.
4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

А16 Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А17 Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер

А18 Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет
2) 18 лет
3) 21 года
4) 14 лет

А19 Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.
Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество
4) хозяйственное общество

А20 Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения - это исключительно имущественные правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Судопроизводство

В2 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


В3 Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д


В4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность

Ответ: ___________________________.

В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б)Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В)Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г)Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г

В6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов :

1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е


В7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг

Ответ: ___________________________.

В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания C1-C4.

(Р.Т. Мухаев)

С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

__________________________________________________

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

С7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1- C9.6) .

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

C9.1 Философия
С9.2

Социальная
психология


С9.3 Экономика
С9.4 Социология
С9.5 Политология
С9.6 Правоведение

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 2 А11 4
А2 4 А12 3
А3 4 А13 2
А4 2 А14 3
А5 4 А15 1
А6 4 А16 1
А7 2 А17 1
А8 2 А18 1
А9 2 А19 2
А10 1 А20 2

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3-B7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

гражданский

Часть 3

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Баллы

1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания
людей;
2) раскрыт характер связи статуса и роли , например: занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом).

Указано связующее звено, раскрыт характер связи

Указано только связующее звено.
ИЛИ Раскрыт только характер связи

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения
в качестве социальной нормы:
- ожидания формально выражены;
- они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;
2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Указаны два условия, и показан механизм

Указаны только два условия.
ИЛИ Показан только механизм.
ИЛИ Указано одно любое условие и механизм

Указано только одно условие.
ИЛИ Ответ неверный

Максимальный балл

C3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Баллы


1) три функции одежды как социального символа:
- обеспечение комфорта;
- соблюдение приличий;
- демонстративное выражение.

Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

2) два примера , допустим:
- переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;
- одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;
- демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

Могут быть приведены другие уместные примеры

Указаны три функции, приведены два примера

Указаны две-три функции, приведён один пример. ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера

Указана одна функция, приведены один-два примера. ИЛИ Указаны только три функции.
ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров

Указаны только одна-две функции. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) положение текста : чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается;
Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.
2) аргументы , например:
− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);
− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведено положение текста и два аргумента.

Приведено положение текста и один аргумент.
ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.

Приведен только один аргумент.

Приведено только положение текста.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) смысл понятия , например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.
Может быть приведено иное, близкое по значению определение.
2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
- «Ведущей формой политического режима в современном мире является демократия»;
- «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.
ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведчес-ких знаний.
ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл


С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Баллы

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности :

1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

Могут быть приведены другие примеры.

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания.

Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера.

Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера.
ИЛИ Правильно названы только три основания. ИЛИ Приведены только два-три примера.

Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую-щие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

C7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы :

1) выводы, например:
− Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу;
− уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

2) возможная причина, допустим:
− низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;
− значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

Сделаны два вывода, указана причина.

Сделан один вывод, указана причина.

Сделаны только два вывода.
ИЛИ Указана одна причина.

Сделан только один вывод.
ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

C8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Баллы

При анализе ответа учитываются:
- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.
2. Спрос и предложение на рынке труда.
3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации;
г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.
Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.
ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован.
ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован
ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.

Максимальный балл

C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

C9.1 Философия

«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

С9.2

Социальная
психология

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
С9.3 Экономика «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
С9.4 Социология «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)
С9.5 Политология «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - ещё лучше». (И.В. Гёте)
С9.6 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов , то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ
Собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ПЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

Максимальный балл

Учебный год подходит к концу‚ впереди сдача ЕГЭ и поступление в вуз!

Итак‚ в 2013 году выпускники сдают два обязательных предмета (русский язык и ) и два на выбор. После ЕГЭ-2012 было много разговоров о грядущих нововведениях. Но процедура осталась прежней‚ изменились сами задания‚ причем не по всем предметам. По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)‚ контрольно-измерительные материалы (КИМ) по математике‚ биологии‚ химии‚ физике‚ будут такими же. При этом экзамены по информатике и иностранным языкам станут сдавать в привычной форме‚ а не на компьютерах и не в форме аудирования‚ как предполагали.

В КИМах по усовершенствовали систему проверки‚ а по и ИКТ немного изменили последовательность заданий во второй части работы. Кроме того‚ вместо краткого ответа по теме «Кодирование текстовой информации» нужно будет рассказать о рекурсивных алгоритмах.

По русскому языку поменяли формат задания А1. Если раньше необходимо было указать правильный вариант‚ то в 2013 году надо найти неверный. Например:

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква‚ обозначающая ударный гласный звук?

1) позвонИм;

2) рвалА;

3) грАжданство;

4) давнИшний.

Кроме того‚ теперь можно не бояться того‚ что вы не успеете закончить работу: продолжительность экзамена по русскому языку увеличили на 30 минут — с трех до трех с половиной часов. Зато время по математике‚ ‚ литературе‚ информатике и ИКТ по требованию СанПиН сократили — вместо четырех часов придется уложиться в 235 минут.

В КИМах по географии в части 2 стало на один вопрос меньше (теперь их 43)‚ и максимальный первичный балл снизился с 54 до 53. Появилось новое задание базового уровня сложности (А24) на умение определять и сравнивать по разным источникам тенденции развития социально-экономических процессов. Если вы внимательно прочитаете условие‚ то сделать правильный вывод‚ опираясь на данные таблицы‚ будет нетрудно! Введено и новое задание повышенного уровня сложности (В5) на определения различий во времени в разных часовых зонах. В качестве иллюстрации приложат карту с часовыми поясами.

Усложнилось задание В5 по обществознанию . Количество суждений в условии увеличено с четырех до пяти‚ их нужно распределить по трем группам (раньше их было две): суждения-факты‚ суждения-оценки‚ суждения — теоретические утверждения. Текст может быть таким.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своем слиянии.

(Г) Акции нефтяных компаний становятся локомотивами фондового рынка.

(Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определенной мере отражают его величину.

Темы‚ предлагаемые для написания эссе‚ сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Объединены темы‚ которые нужно раскрыть с учетом положений социологии и социальной психологии‚ причем в мини-сочинении разрешено использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.

Наиболее радикальные перемены коснулись экзамена по — они есть и в структуре‚ и в содержании КИМов. Усилен блок на проверку аналитических и информационно-коммуникативных навыков‚ расширена часть 2 с 12 до 13 вопросов‚ добавлены задания на работу с исторической картой (В8 — В11) и иллюстративным материалом (В12 — В13). Поэтому запоминайте местонахождение городов и географию походов полководцев! Также изменена структура задания В9 на анализ исторического источника.

В В10 при систематизации информации (выбор лишнего термина из предложенного ряда) требуется указать цифру‚ которой обозначен правильный ответ‚ а не выписать само слово. В части 3 изменена структура задания С5: теперь нужно привести аргументы и в поддержку‚ и в опровержение определенного явления‚ процесса. Кстати‚ максимальный балл здесь увеличен с 3 до 4.